ИСТОРИЯ КАТЮШИ С.
… По обеим сторонам зеркала на туалетном столике стояли
две
одинаковые пудреницы, чудом прошедшие через все раскулачивания,
конфискации и
экспроприации. Пудреницы в виде фарфоровых тюльпанов – бледно-розовых,
полураскрывшихся,
чуть бахромчатых по краям, на длинных бронзовых ножках, покрытых густой
позолотой. Подарок покойного мужа Степана Ивановича на день ангела. Он
любил
свою жену, с первого взгляда и до конца дней очарованный ее красотой и
внутренним светом, и всегда старался сделать ей что-то приятное.
Екатерина Павловна, сидя в кресле у столика, рассеянно
провела
по лицу пуховкой – заячьим хвостиком (когда-то это был шик),
сохранившим
остатки тончайшей рисовой пудры. Да, всё ещё красива, хотя
предательские морщины
выдают возраст. А сколько пришлось перенести… О жизни с первым мужем и
связанной с ним кошмарной истории она старалась не вспоминать. Но
забыть об
этом ей не давали всю жизнь. И зачем только Лев Николаевич написал эту
пьесу?
… Катюша росла в бедной московской семье
офицера-прапорщика
Павла Симона. Видимо, их далекие предки были выходцами из Франции или
Швейцарии, и примесь французской крови придавала расцветающей на глазах
девушке
– миниатюрной блондинке с красивыми выразительными глазами – особый
шарм. Отец
рано умер, и мать Катюши, Елизавета
Антоновна, женщина волевая и твердая, поспешила пристроить
восемнадцатилетнюю
дочь замуж. Как ей казалось, очень удачно. О любви к будущему мужу со
стороны
Катюши речь не шла. Скорее, о симпатии. Главное, что жених был
достойный –
дворянин Николай Самуилович Гимер, из обрусевших немцев, небогатый, но
имевший
постоянное место службы при железной дороге и внешне привлекательный.
Через год
после свадьбы, в 1882, родился сын, названный в честь отца Николаем.
Жить бы да
радоваться, но не тут-то было. У Николая Самуиловича, в общем-то
человека
неплохого и по-своему любившего Катюшу, обнаружился очень серьезный
недостаток
– он пристрастился к выпивке. Все чаще он возвращался домой нетрезвым,
обдавая
жену отвратительным запахом перегара и дешевого табака, и валился, не
раздеваясь, на кровать. Тихий и непритязательный, в подпитии он мог
быть грубым
и неуправляемым. Все мутное, нехорошее, что пряталось в глубинных
уголках
подсознания, тотчас вылезало наружу.
Наутро Гимер клялся и божился перед иконой, что это в
последний раз, а потом все повторялось снова и снова. Постепенно эта
страсть
трансформировалась во что-то темное и непреодолимое, и он проваливался
в
длительные запои, оставляя свою молодую жену наедине со всеми
жизненными и
семейными проблемами. Николай Самуилович почти перестал появляться
дома,
опустился до кабаков и притонов, где порядочному человеку не место, и в
конечном итоге потерял службу. Видеть это медленное самоубийство
близкого
человека было невыносимо. Екатерина Павловна порой доходила до крайней
степени
отчаяния, и только мысль о маленьком сыне и необходимость заботиться о
нем
удерживала ее от последнего шага. Они остались без средств к
существованию,
мыкались по съемным углам и подвалам, голодали. Екатерина кое-как
перебивалась
случайными заработками. Долго так продолжаться не могло. Отдав Колю на
воспитание дальним родственникам, Екатерина поступила на акушерские
курсы и в
качестве акушерки устроилась на большую текстильную фабрику – известную
мануфактуру Рабенек – в тихом подмосковном городке Щелково Богородского
уезда.
Случайная встреча со Степаном Ивановичем Чистовым, из
местных
крестьян, служившим в конторе фабрики, перевернула ее жизнь. Они
полюбили друг
друга. Исстрадавшаяся, измученная Екатерина почувствовала, что теперь у
нее
появилась опора, что открылась новая страница в ее жизни, которая
непременно
принесет ей счастье. Степан Иванович, человек умный, надежный и
предприимчивый,
оказался прекрасным семьянином и, что называется, носил Екатерину
Павловну на
руках. Он был интеллектуалом, любил порассуждать на высокие темы. Но
как жить с
ним «во грехе»? Этого Чистовы, довольно строгие в вопросах
религии и морали, не
одобряли, хотя Екатерина всем очень нравилась: открытая, светлая,
доброжелательная, готовая помочь, со спокойным и ровным характером. Да
и ей
самой, неразведенной жене другого мужчины, было не по себе.
Официально расстаться с Гимером ей не удалось. Московская
Духовная консистория в расторжении брака отказала, хотя Николай
Самуилович давал
Екатерине Павловне развод и был готов признать свою вину в распаде
семьи. И
тогда у Екатерины Павловны созрел очень рискованный план. На такое ее
могла
сподвигнуть только любовь. Любовь, которой она не знала прежде.
«Помоги тебе Бог, родная моя Катюша, чтобы все
уладилось»,
– благословил ее Степан Иванович перед поездкой в Москву. Сколько
бессонных
ночей провела она, обдумывая свой невероятный план, сколько всего
пережила и
перечувствовала, прежде чем решилась…
Николая Самуиловича Екатерина разыскала в одной из
московских
ночлежек. Грязный, опустившийся, заросший неопределенного цвета
щетиной, он
ничем не напоминал человека, за которого она когда-то вышла замуж. Как
многие
пьяницы, он был незлобивый, в чем-то добрый, а попросту говоря,
бесхарактерный.
Его не пришлось долго уговаривать. Гимер согласился на необычное
предложение
Екатерины, лишь бы его оставили в покое. А предложила ему Екатерина
Павловна
исчезнуть, и не просто исчезнуть, а пропасть насовсем, то есть …
умереть.
Конечно, не в буквальном смысле. Достоверно инсценировать самоубийство
– вот
каков был ее план. Она продумала все детали жуткого спектакля. Оставить
у
проруби на замерзшей Москве-реке одежду, документы и отправить жене
прощальное
письмо. Как говорится, был человек – и нет человека.
«Многоуважаемая
Екатерина Павловна, последний раз пишу Вам, жить я
больше не могу. Голод и холод меня измучили, помощи от родных нет, сам
ничего
не могу сделать. Когда получите это письмо, меня не будет в живых,
решил
утопиться. Дело наше можете прекратить. Вы теперь и так свободны, а мне
туда и
дорога»,
– на каком-то замусоленном листке выводил Гимер под диктовку жены свою
«предсмертную» записку. Письмо Гимера, полученное по почте,
Екатерина сама
потом отнесла в полицию.
… – Это он! Мой муж! Николай Самуилович Гимер!
Екатерина Павловна едва держалась на ногах, когда в
полицейском участке ей предъявили для опознания тело неизвестного
мужчины. Её
трясло от волнения, ведь сейчас решалась ее судьба. Драма достигла
своей
кульминации. Неизвестного еще живым вытащили из проруби на Москве-реке.
Он
умер, не приходя в сознание, через десять минут после того, как его
доставили в
участок. Опознанный труп выдали Екатерине. Она похоронила
«мужа» на
Дорогомиловском кладбище, без отпевания, за церковной оградой, как
самоубийцу,
и получила так называемый «вдовий вид». Будучи честной
вдовой, Екатерина
Павловна смогла наконец обвенчаться с любимым Степаном Ивановичем и
стать его
законной супругой. Венчание состоялось в маленькой Никольской церкви в
селе
Жегалово, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания. А Николай Гимер
в это
время продолжал пить горькую, затерявшись на дне.
Как же надеялась Екатерина Павловна, что все останется в
тайне, и она начнет новую, счастливую жизнь с бесконечно любившим ее
мужем! Кто
вспомнит о несчастном бездомном пропойце, утопившимся с горя в реке?
Кому он
нужен? Но беда была в том, что Николай Самуилович не сумел доиграть
взятую на
себя роль до конца. Выйдя из длительного запоя, Гимер объявился в
Петербурге и зачем-то
решил выправить себе новый паспорт. Видимо, не терял надежды
пристроиться
куда-нибудь на службу. А какой уж тут паспорт? Умер, так умер. Но он
все же
отправился оформлять документы, совершенно не подумав, к чему это может
привести. Естественно, его личность была установлена, и совсем не
мертвая, а
очень даже живая. Разразился неслыханный скандал, и на супругов Гимер
завели
уголовное дело. Екатерину обвинили в двоебрачии, а Николая – в
преступном
сговоре и пособничестве жене. И началось…
О деле, разбиравшемся в уездном центре Богородске, а затем
в
Московском окружном суде в 1896 году в России не упоминал только
ленивый… Сидя
перед зеркалом, Екатерина Павловна непроизвольно вздрогнула, вспомнив
об этом.
Грубости следствия. Бесцеремонное любопытство публики. Пикантные
подробности
«сексуального скандала», кочевавшие по страницам газет и
смаковавшиеся на все
лады. Жуткий призрак сибирской каторги, отчетливо замаячивший перед
ней, и в
последний момент замененный годом тюремного заключения. Но и в тюрьме,
слава
Богу, не пришлось сидеть благодаря заступничеству знаменитого юриста
Анатолия
Фёдоровича Кони, глубоко неравнодушного к женской доле. Он прославился
тем, что
суд под его председательством оправдал революционерку-террористку Веру
Засулич,
стрелявшую в упор в петербургского градоначальника генерала Трепова. В
срок
Екатерине Павловне засчитали работу акушеркой в тюремной больнице во
время
следствия.
Не обошлось и без взяток – проверенного, во все времена и
при
всех властях исправно работающего средства. Взяток, и немалых. У
Степана
Ивановича деньги были – вместе с братом он содержал в Мещанской слободе
Щелкова
мыловаренную фабрику, и чтобы вызволить Екатерину, средств не жалел.
Так что
сибирских этапов в компании преступников Екатерине Павловне удалось
избежать,
иначе ее давно бы уже не было на свете. Тогда она выглядела так, что
краше в
гроб кладут. В чем только душа держалась, непонятно. Тягот пересылки в
Енисейскую губернию и каторжных работ она, больная, измученная,
истерзанная,
страшно исхудавшая, превратившаяся в тень, просто не выдержала бы. А
преданный
Степан Иванович и в Сибирь готов был за ней последовать.
Судебные страсти и газетная шумиха постепенно затихали,
жизнь
входила в свою прежнюю колею. Семейное счастье ничем не омрачалось, но
столь
желанный покой оказался иллюзорным. Екатерину Павловну поджидали новые
испытания.
Когда в 1900 году в газете «Новости дня»
появилась заметка о
новой пьесе Льва Николаевича Толстого, созданной на основе нашумевшего
судебного дела супругов Гимер, в прихожей его дома в Хамовниках
раздался
звонок. На пороге стоял взволнованный юноша, невысокого роста,
сероглазый, с
белокурыми кудрявыми волосами, в форме учащегося Первой Московской
гимназии.
– Очень прошу Вас, Лев Николаевич, от имени моей матери,
не
публикуйте драму. Надо мной издевается вся гимназия, но я как-нибудь
стерплю, а
вот маму жалко. Она столько страдала. О её деле почти уже забыли, а
сейчас все
всколыхнется с новой силой. Вдруг маму посадят в тюрьму?
Вскоре последовал еще один визит. К Толстому явился сам
«живой
труп» – Николай Гимер – с просьбой найти ему хоть какую-то
работу. С помощью
председателя Московского окружного суда, добрейшего Николая Давыдова,
от
которого Толстой в свое время и узнал подробности дела, эта просьба
была
выполнена.
Свое обещание не печатать пьесу Лев Николаевич сдержал.
«Умру
– тогда играйте, – ответил он Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко,
просившего разрешения поставить новую пьесу в Художественном театре.
Драма была
напечатана в 1911 году лишь после смерти Толстого, а потом состоялась
знаменитая премьера «художественников». Вскоре пьеса заняла
ведущее место в
репертуарах сотен театров по всей России. И опять Екатерина Павловна
сделалась
притчей во языцех. За ней охотились падкие на сенсации журналисты. Нет,
покоя
ей не видать. Остается только мужественно сносить все пересуды, сплетни
и
слухи, обраставшие новыми подробностями. И при жизни, и даже после
смерти.
… Екатерина Павловна очнулась от тягостных воспоминаний.
Неужели все это произошло с ней? Просто не верится. Но и
действительность была
не лучше. Шел 1930 год, и её единственный сын был арестован по
обвинению в
контрреволюционной деятельности.
Юному гимназисту, добившемуся встречи с великим писателем,
чтобы защитить свою мать, было суждено стать видной фигурой русского
революционного движения, экономистом и публицистом, известным под
псевдонимом
Н. Суханов. Со своей женой, профессиональной революционеркой Галиной
Константиновной Флаксерман (прожившей долгую жизнь и умершей в Москве в
1958
году) он познакомился, отбывая ссылку в Архангельской губернии. Жить в
столице
им запретили, и они поселились под Петербургом. Именно в их квартире на
первом
этаже многоэтажного доходного дома № 32 на набережной Карповки в 1917
году
состоялось историческое заседание большевистского ЦК. Инициатива
предоставить
для этого свою квартиру принадлежала Галине, активной большевичке.
Николай же,
стоявший на позициях меньшевиков и не разделявший убеждений жены, что
не мешало
их семейному союзу, в тот день уехал из города. Не знать о готовящемся
заседании он не мог и ушел нарочно, предоставив решать все вопросы без
него.
… Под потолком комнаты горела большая лампа с белым
матовым
абажуром. Чтобы свет от нее не падал во двор, единственное окно
завесили
плотным одеялом. К десяти вечера, под покровом тьмы, в квартиру
Суханова стали
постепенно стекаться участники заседания, соблюдая все правила
конспирации.
– Яков Михайлович, а кто этот незнакомый старик? –
встревожено спросила Александра Михайловна Коллонтай у распоряжавшегося
всем
Свердлова.
Им оказался ни кто иной, как Владимир Ильич Ленин,
переодетый
и загримированный до неузнаваемости – в седом парике, без усов и
бородки.
Прения завершились далеко за полночь. Десятью голосами
против
двух было принято решение о подготовке и начале вооруженного восстания
в
Петрограде.
После революции Николай Суханов работал в области
экономики –
и на Урале, и в Москве, и за границей. Современникам запомнился его
европейский
вид: изысканные манеры, элегантное габардиновое пальто, серая фетровая
шляпа,
пенсне. И вдруг арест...
Екатерина Павловна, как могла, пыталась спасти сына.
Работая
машинисткой в Щелковском исполкоме, обращалась в различные инстанции,
писала
прошения, подавала апелляции, но безуспешно. Она боялась, что арестуют
и ее, и
не без оснований. Но разве могла она, тем более в прошлом скандально
знаменитая
– ей бы сидеть и молчать, тем более раскулаченная вдова фабриканта,
пусть
местных, щелковских, масштабов, но все же владельца производства,
остановить
раскрученное колесо адской машины истребления? И разве мог Сталин
простить
Суханову, что в своих знаменитых «Записках о русской
революции», изданных во
многих странах мира, он назвал «великого вождя и отца всех
народов»… «серым
пятном, иногда маячившим тускло и бесследно»? Этими словами
Николай
Суханов-Гимер подписал себе смертный приговор, который был приведен в
исполнение в Омске в 1940 году. Его матери к тому времени уже давно не
было в
живых.
… В дверь постучали. Екатерина Павловна пошла открывать.
Вошла
Юля, племянница и крестница мужа, дочь его брата Алексея. Алексей
Иванович
Чистов тоже был личностью незаурядной. Староста села Жегалово под
Щелковом,
депутат Государственной Думы от крестьян, он пользовался всеобщим
уважением. А
в марте 1917 года лично сопровождал
Великого Князя Николая Николаевича в Ливадию, что подтверждалось
удостоверением
за подписью Председателя Временного Комитета Государственной Думы
Родзянко.
После революции и национализации мыловаренного производства Чистовых он
продолжил дело своих братьев, но уже в Москве, на фабрике
«Свобода», как один
из лучших специалистов в мыловаренном деле. Говорят, сама Александра
Михайловна
Коллонтай зачем-то приезжала к нему на автомобиле, что произвело в
Щелково
сенсацию. Екатерина Павловна была
как-то по-особому расположена к племяннице. Возможно, потому, что им со
Степаном Ивановичем Бог детей не дал, а с сыном, всецело поглощенным
революционной деятельностью, они виделись редко. Юля была, пожалуй,
самым
близким для нее человеком. Она часто навещала Екатерину Павловну,
помогала ей
по хозяйству и слушала ее рассказы о прошлом. Она знала многое. Даже о
том, что
в потайном ящичке туалетного столика на всякий случай припасен яд –
цианистый
калий, убивающий мгновенно. Зачем он Екатерине Павловне, племянница не
спрашивала. Юля не торопилась выходить замуж (она так и осталась старой
девой)
и всю свою любовь и сочувствие отдавала тете, прожившей такую бурную и
непростую жизнь. Жизнь, похожую на пьесу, точнее, на криминальную драму
с
трагическим финалом. И, может быть, поэтому, вызвала на свет пьесу,
похожую на
ее жизнь. Все переплелось, и трудно сказать, где правда и где вымысел,
где
начало и где конец…
Екатерина Павловна любила делать Юле подарки – то кольцо,
то
бусы, то часы. Но все это было в прошлой жизни, когда она не нуждалась.
На этот
раз она приготовила для нее изящный темно-синий альбом с
собственноручно
вклеенными семейными фотографиями. Тетя и племянница неторопливо пили
чай с
кусочками колотого сахара. Момент прощания почему-то затягивался.
– Возьми еще что-нибудь на память обо мне.
Екатерина Павловна обвела взглядом убогую комнатку, где
стояла
лишь самая необходимая и порядком обшарпанная мебель. Это жилье в
деревянном
домишке на Воронке, железнодорожной станции на окраине Щелково, ей
выделили
после смерти Степана Ивановича. Он неосторожно поднял что-то тяжелое и
надорвался. Его похоронили на жегаловском кладбище, в ограде, где
лежали все
Чистовы, справа от алтаря кладбищенской церкви и практически напротив
входа в
собственный дом. Дом, где прошло так много счастливых, радостных и
невозвратных
дней…
Взгляд Екатерины Павловны скользил по голым стенам, пока
не
наткнулся на стоящие перед ней фарфоровые тюльпаны. –
Вот пудреницы, больше у меня ничего не осталось.
Юля собралась уходить.
– Наверное, мы видимся в последний раз, – вдруг произнесла
Екатерина Павловна.
– Почему? Что вы такое говорите?
Екатерина Павловна промолчала.
Пришедшие за ЧСИР (членом семьи изменника Родины)
Чистовой-Гимер сотрудники НКВД обнаружили ее в кресле без признаков
жизни.
Вскрытие показало отравление цианистым калием. Место ее захоронения
неизвестно.
То ли она, став безымянной, все-таки упокоилась в семейной ограде
Чистовых,
рядом со Степаном Ивановичем, то ли где-то в другом месте – точно не
знает
никто.
… На полке стоял фарфоровый тюльпан – бледно-розовый,
полураскрывшийся, чуть бахромчатый по краям, с едва различимыми следами
позолоты на длинной бронзовой ножке.
– Откуда у тебя этот тюльпан? – спросила я мужа. Мы
недавно
поженились.
– От тёти Юли, родной сестры моей бабушки Надежды
Алексеевны.
Вообще-то их было два, это парная вещь, но один разбился. А принадлежал
он
знаешь кому? Екатерине Чистовой. Ну, той самой, которая в «Живом
трупе»…
Я молча смотрела на тюльпан, оставшийся от легендарной
женщины, вошедшей в историю благодаря драме великого Толстого, героини
одного
из самых громких скандалов века. Странное совпадение: поступив после
школы на
театроведческий факультет ГИТИС, первую в своей жизни рецензию я писала
именно
на «Живой труп», сравнивая постановки двух московских
театров.
– А вот и она сама. Это единственная сохранившаяся ее
фотография. Других нет ни в музеях, ни в архивах.
Муж протянул мне маленький потертый кожаный альбом. Со
старинной размытой любительской фотографии смотрела красивая
улыбающаяся
женщина. Мягкая, нежная, словно озаренная внутренним светом. И какая-то
современная. На последней странице альбома четкими росчерками пера было
выведено: «На добрую долгую память от Екатерины Чистовой»… |