magilogo                               Страница Почетного Гражданина Искусства  М. А. Г. И.
The image “file:///C:/Documents%20and%20Settings/Admin/Mis%20documentos/MAGICOM/!index/new/literaturesymb.jpg” cannot be displayed, because it contains errors.    
   Литература. Поэзия.      file:///C:/Documents%20and%20Settings/Admin/Mis%20documentos/MAGICOM/ShraikMihSafin/shreik.jpg
 
 
Шрайк - Москва, Россия
Псевдоним Михаил Сафин. Сетевой псевдоним Шрайк.

Член Творческого совета МАГИ.
 Член Международного Союза писателей "Новый современник"
Лауреат конкурса "Серебряный стрелец" -2010  

 Персональная страница  на Литсовете

E-Mail: misafin@gmail.com            shrike@mosk.ru

...Когда приходит тишина,
Душа лишается покоя...
................
...Как звёзды одиноки души,

И вечно к звёздам им стремиться...

 











Сафин Минихан Якубович.
1949 года рождения, СССР, г. Калуш Ивано-Франковской области
(Украина).

Окончил среднюю школу № 35 г. Уфы.

Выпускник Физического факультета Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и информатики Российского университета дружбы народов. Участник нескольких десятков Всесоюзных и Международных совещаний по физике ядра и элементарных частиц. Имеет около сотни научных и учебно-методических публикаций.

Член Международного Союза писателей "Новый современник". Многократный лауреат и призёр сетевых литературных конкурсов.    Лауреат конкурса "Серебряный стрелец" -2010  

Произведения Михаила Сафина (Шрайка) опубликованы на нескольких сетевых ресурсах, а также в ряде поэтических сборников и журналов, таких как: "Знак цапли", "Лауреат", "Открытая мысль", "Жизнь и Лира", "Признание в любви", Альманах "Мост", "Времена года", "Эпилог", "Есть время для стихов", детском сборнике "Поделись улыбкою своей". М.Сафин (Шрайк) активно участвует в поэтических чтениях, его стихи положены на музыку и звучат как прекрасные романсы и песни*.

* Мне грустно, милый друг Песня:  Стихи - Шрайк, Музыка и исполнение Татьяны Вороновой.

...Давай поговорим

Давай поговорим с тобой о чём-нибудь!
О чём-нибудь таком, чтоб не тревожить душу.
Кивая головой, улавливая суть
Попеременно мы друг друга будем слушать.

Ни слова о долгах, поднявшихся вновь ценах,
Порочности торгов, где в лотах вся и все,
О пошлости рекой с экрана и со сцены,
О подлости людской с улыбкой на лице.

Оставим в стороне серийность катастроф,
Их техногенный смысл и фактор человечий.
Без человека мир не стоит наших слов,
Но наше слово в нём нередко лишь калечит.

Пока горит свеча, покуда бьётся пламя,
Наедине в глухой беззвёздности ночи,
Глаза в глаза, друг мой, открыв навстречу длани,
Давай поговорим! – Но лучше помолчим.




В окно мне глянула Печаль

В окно мне глянула Печаль
Твоими карими глазами.
И я припомнил, как свеча
В твоих руках под образами

Желтела пламенем, а ты
Печально-тонкая стояла,
Исполненная немоты,
Пред ликом Спаса… Было мало

Каким-то силам той беды,
Что, наконец, зарубцевалась,
Оставив горькие следы
В душе и сердце. – Ты старалась

Творить молитву, как могла,
Как знала, слышала, умела.
И расступалась в храме мгла,
Светлел твой взгляд, и ты светлела.

Священник густо напевал,
Качая серебром кадила.
Боль отступала, уходила,
И оживал лица овал.

Я ждал тебя, смотрел и слушал,
И ставил свечи светлым душам.


Есть на семь бед ответ

Есть на семь бед ответ,
Один ответ ценой
В остаток зим и лет,
В кремнистый путь с сумой

По весям, городам,
Под ярмарочный гвалт,
Сквозь дым "купил-продал",
Мил друг, не кум, не сват.

Сквозь бурелом лесов,
По пустошам полей,
Под лай бездомных псов:
Чем меньше пёс, тем злей.

Единственный свой путь
Вершить и завершать
Без права повернуть,
Сойти, наладить гать

Не вдоль, а поперёк –
Чем чёрен был, тем бел,
Вернуть, что не сберёг,
Отдать, что не успел.


Улыбнись

Мой дружочек, дорогой, улыбнись!
Улыбнись мне вопреки, несмотря,
Впрочем, глянь скорей в небесную высь:
Ах, какие облака в ней парят!

Кучевые в семь хором-этажей,
Три на девять переходов витых,
Всюду радужные блики витражей,
А на башенках бойницы для крутых

Молний-стрел, что полетят во врага,
Коль погонит жар-полки Суховей.
Даже капелька дождя дорога
Обгорающим ладоням полей.

А покуда в небесах новострой,
Вырастают, как грибы, терема –
Улыбайся, мой дружочек, ведь порой
Лишь улыбкой-то судьба нам и верна.


Молох

Слепая канитель и мишура
Нас жадно поглощают без остатка.
Заглатывают с самого утра,
Жуют весь день, причмокивая сладко.

Выплёвывают вечером остов,
Обглоданный изрядно на работе,
Чтоб за ночь, кто во сне, а кто без снов,
Побольше нарастить смог новой плоти.

Нет этому разумного конца,
Представить неразумный – просто страшно.
На лицах наших часто нет лица,
Лишь маска скраба прячет след вчерашний.

И не остановиться, не взглянуть
На небо в полдень летний или зимний.
Работать, чтобы жить – когда-нибудь,
И жить лишь для работы – путь единый.

Но теплится надежды уголёк,
Он душу согревает неустанно –
Что выход из туннеля недалёк,
А там рукой подать до полустанка,

Где утро день за днём, из года в год
Распахивает зонт небесной сини,
Молоха же конвейерных забот
Не слышно, как и не было в помине.

Сойти и там остаться навсегда
С тобой, моё пронзительное счастье!
Но мчимся мы на разных поездах,
И снова нам с тобой не повстречаться.
                                    
Чёрный ящик души
Чёрный ящик души в оболочке из плоти.
Как слепит жёлтый диск за стеклом в переплёте!
Крестовиной прошит холст окна пропылённый,
Узловат, неказист, ствол безлистного клёна.

Чёрный ящик души, пять каналов на входе.
Отбивает капель ритмы талых мелодий.
Еле слышен, кружит запах лопнувших почек:
Не родившись, апрель миражами морочит.

Пять детекторов лжи, пять рецепторов истин...
Вековой алгоритм адаптивных эвристик
В чёрном ящике скрыт, безотказно искусен,
Строит в мир витражи из осколков иллюзий.


Беззимье по зиме

Едва забрезжил свет бесформенного утра
Очередного дня беззимья по зиме,
Как ожила тропа, сверкая глянцем ртутным
Эмалевых осколков неба на земле.

И караван фигур, темнеющих на сером,
Змеясь, пополз к порталу щупалец метро,
Вбирающему жадным, ненасытным жерлом
Фигурку за фигуркой в гулкое нутро.

Скрежещет сталь о сталь, пронзая корневище
Колонии бетонных сот aeterna urbs,
Спрессованные вхруст, тела свободы ищут,
Глотая пыль времён кольцом отверстых уст.

И к свету выносил подъёмник-эскалатор
Помятый, но живой конгломерат-сырец
Для фабрик и торжищ, Молоху душ на радость.
…Шёл крупный, мягкий снег – беззимью шёл конец.




Тополиный пух. Стромынка

Тополиный пух. Стромынка.
Стыки рельсов. Стук колёс.
Белой проседью простынка
Тополиных белых слёз.

Зелень листьев. Шелест, шелест.
По краям густой каймой.
Ветер белым стелет, стелет
Выбоины мостовой.

Суетливые трамваи
Пробегают через мост.
Стаи листьев, окон стаи.
Старый дом совсем не прост.

Щурится подслеповато
В стёклах стареньких очков.
Не беда, что угловат он,
Неуклюж – он дарит кров.

По привычке дарит людям
Коридоров длинных нить.
Не считай, что дар сей скуден!
Дар души – не оценить.

Слышишь, словно сговорились:
Шелест листьев, скрип полов?
Скольким людям, сколько снилось
В этом доме разных снов!

Мы расстанемся с тобою –
Доброй ночи, сны смотри!
Тополя тебя укроют
Белой шалью до зари.



Я тебе всегда желаю счастья

Я тебе всегда желаю счастья.
Отвечаешь ты мне с подозреньем:
Слишком часто, друг мой, слишком часто,
Раз в году бывает день рожденья!

Если б знать ещё, что это значит
В жизни нашей: слишком часто, редко.
Птицы мы с тобой на разных ветках,
И тому не быть уже иначе.

Дунет ветер – резко, прихотливо,
Сблизит наши ветки на мгновенье,
И душа в огне благодаренья
Вышепчет молитву: Будь счастливой!

Будь счастливой в этот миг и позже!
Стихнет ветер, разойдутся ветки,
Даже если брызнет мерзкий дождик –
Не сиди, нахохлившись, как в клетке.

Все пройдёт, дожди у нас не вечны.
Рассветёт, поднимешься над лесом,
Белый свет целителен, чудесен,
Но не будь у солнышка беспечной.

Будь всегда в согласии с судьбою,
Не бери печаль мою в головку:
Это я прощаюсь так неловко,
Ухожу и остаюсь с тобою.


Дистанция боли

Сколько каждому в жизни различных дистанций отмерено?
На дистанцию крика ложится дрожь предупреждения,
На дистанции окрика зло бьёт наотмашь уверенно,
На дистанции шёпота ёжится тень подозрения,
За дистанцией выстрела скалится оптикой ненависть,
За дистанцию стона о помощи зов не доносится,
На дистанции массовой лжи не существенна смена лиц,
На дистанции милости царственной всякий ли спросит сам,
За дистанцией непонимания шаг до презрения,
За дистанцией чувств ощутима ли сердцем отверженность,
И не будут ли слёзы в глазах аберрацией зрения
На дистанции боли, где дышит предательством сдержанность.



Когда душа как выжатый лимон

Когда душа – как выжатый лимон,
Не трогайте её, оставьте в блюдце!
Какие песни? – Песни не поются.
А то, что слышится – всего лишь стон.

Чай заварите крупно-листовой.
Покрепче, потемней, поароматней.
Тогда, быть может, станет вам понятней:
Душа – она не тело с головой.

Налейте в чашку, всыпьте сахарку
Пол-ложечки и сдобрите лимоном,
Остатками – не выдавленным стоном.
И тело оживёт, уняв тоску.

Свежее станет ваша голова,
Универсальный счётчик-вычислитель.
Накройте ноги пледом, утеплите, –
Всегда права народная молва.

Всё хорошо: есть, чем отдать поклон,
Чем улыбнуться каждому при встрече.
Лишь в сердце боль ничто вам не излечит,
Пока душа – как выжатый лимон…
...............................................................................

Список собственных циклов:
  1. Я к тебе не хочу привыкать (9)
  2. Миражи (12)
  3. И звучен оркестр печалей (9)
  4. Я тебе напишу (10)
  5. Когда душа болит (6)
  6. Аз есмь (8)
  7. Молох (9)

                 М. А. Г. И      С 2007 года...

8signs8signs  

        ЛИТЕРАТУРА          МУЗЫКА          ДРАМА     ОПЕРА И  БАЛЕТ     КИНО     СКУЛЬПТУРА   ЖИВОПИСЬ    АРХИТЕКТУРА 

Международная Ассоциация Граждан Искусства


....................... ......................

Критика.

Хельга Лу:  Когда Душа Болит (о творчестве Михаила Сафина (Шрайка)

Михаил Сафин (сетевой псевдоним - Шрайк). Выпускник Московского Государственного университета им. М.Ломоносова (МГУ), кандидат физико-математических наук, доцент, имеет более полусотни научных публикаций. Участник нескольких десятков Всесоюзных и Международных семинаров по физике.

   Поэт. Член Международного Союза писателей "Новый современник".
   Произведения Михаила Сафина (Шрайка) опубликованы на нескольких сетевых ресурсах, а также в ряде поэтических сборников и журналов, таких как: "Знак цапли", "Лауреат", "Открытая мысль", "Жизнь и Лира", "Признание в любви", Альманах "Мост", "Времена года", "Эпилог", "Есть время для стихов", детском сборнике "Поделись улыбкою своей". М.Сафин (Шрайк) активно участвует в поэтических чтениях, его стихи положены на музыку и звучат как прекрасные романсы и песни*.
  
   О физиках и физике
  
   Физики - народ удивительный, довольно часто странный (я бы сказала странноватый) и может именно поэтому - талантливый, причем, как оказывается прямо в противоположных сферах.
   Мне кажется, когда физики начинают сомневаться в материальности мира, когда естествоиспытателям приходит в голову мысль так ли уж вторично сознание (то есть дух) и действительно ли первична материя, многие из ученых мужей становятся философами, а там совсем недалеко и от поэзии. А как еще можно выразить то, что не укладывается в рамки рационального, материального, научного, вот и обращаются материалисты к поэзии, как к отдушине, для выражения мыслей, дум, откровений.
   Поэзия - это и есть, по сути, рифмованная философия. Именно к такой философской поэзии можно отнести творчество московского поэта Сафина Михаила (Шрайка).
   В заглавие эссе легли начальные строчки стихотворения М.Сафина (Шрайка), которое на мой взгляд является одним из ярких и значимых в творчестве поэта.
  
   Когда душа болит,
Что ей сиянье дня,
Что ей мерцанье звёзд -
Когда душа горит?
Когда полна огня
   .....................
   Казалось бы удивительно, физик пишет о душе, а между тем "душа" - категория противоположная материи, материальному, скорее это понятие ближе к философии, психологии, ближе к духовному. Тем парадоксальнее услышать о душе из уст естествоиспытателя. Но я пишу об этом не в пику или не с целью "пригвоздить" физика теоретика к позорному столбу неверного, подмочившего увлечением "стишками", свое кредо, а лишь только потому, что это парадоксальность - есть то самое исключение из правил, которое, как показывает жизнь и не является уж таким и исключением.
   Сегодня, в повседневной жизни все, что связано с понятием "душа" связано с внутренним миром человека, с его состоянием, переживаниями. Может поэтому Шрайк довольно часто в своем поэтическом творчестве обращается к душе:
  
   Но знаем оба мы, что память в наших душах
Неистребима и в нетленности светла. (Какая боль, мой добрый друг)
  
   Не прерывай обыденностью слова
Полёта неприкаянной души. (Пока слова ещё не прозвучали)
  
   А день ещё далёк, рассвета нет,
И накрывает сумрак души граем. (И накрывает сумрак души граем)
  
   Когда душа - как выжатый лимон,
Не трогайте её, оставьте в блюдце! (Когда душа как выжатый лимон)
.........................................
   Когда приходит тишина,
Душа лишается покоя. (Когда приходит тишина)
  
   Когда душа моя осколком звёздным
Упала в заводь жизни, мглу прошив ночную (Вернусь ли я...)
  
   Мой Бог, душа моя - твоя!
В стволе времён, в ветвях галактик (В стволе времён)
  
   И ноктюрном звёздных узорочий
Завершите исповедь души. (Поиграйте фибрами души)
  
   Извлечь из оков свет светлейших из душ человечьих,
По каплям, крупицам набраться живительной силы (Светлые души)
  
   Я ждал тебя, смотрел и слушал,
И ставил свечи светлым душам.
(В окно мне глянула Печаль)
  
   И это далеко не полный перечень стихотворений, где поэт использует этот образ, олицетворяющий, прежде всего, человека, а значит и самого себя, но в поэтических строчках он предстает перед нами, прежде всего, как образ светлый, благородный одухотворенный, возвышенный, порой терзаемый болью и сомнениями.
   Вообще в поэзии Шрайка повторяющиеся образы, на мой взгляд, не случайны. Это своеобразные рефрены, разбросанные в строчках множества стихотворений поэта, как особые акценты, пунктиры его мировосприятия, мировоззрения.
   К таким можно отнести часто встречающейся образ неба, звезд, планет, Вселенной, и это целый цикл стихотворений тесно связанных, так или иначе, с темой Космоса.
   Недолог век до звёздного коллапса,
Уходит жизнь за горизонт событий,
И рвётся сердце, сбрасывая массу
Волной ударной по нейронным нитям.

Мгновенье вспышки, и межзвёздной пылью
Развеяться - судьба любой Сверхновой.
Без времени блуждать реликтом были,
Планетой без звезды, душой без слова.
(Недолог век до звёздного коллапса)
   Неоглядное небо моё,
Небо радости, небо печали.
О тебе мне забыть не даёт
Тёплой памяти цветозвучанье.
   .....................................
   День поднимется, солнцем залитый,
Ляжет ночь, звёзд манящих не счесть, -
Твой шатёр надо мной словно весть:
Чаша жизни ещё не допита. (Неоглядное небо моё)
   Услышь, моя надежда, голос мой:
Гори, сверкай алмазом, будь всегда
В зените, днём и ночью надо мной,
Моя молитвенно прекрасная звезда!()
   Суть мирозданья - одиночество. Цикличность
Лишь статистическая форма бытия,
Где повторения придумывает личность
В надежде выйти за конечность
Неповторимого мгновенья жизни "я",
Присвоить право одиночеству на вечность,
Которого и у Вселенной нет
. (Цикличность в сути мирозданья)
  
   Мне представляется, что Космос и Бог где-то совсем рядом, и не одно и тоже ли?! Просто физики, априори являются атеистами, поэтому исключают божественное, да и как ему может быть место рядом с атомами, молекулами, протонами, нейтронами.
   Но когда остаются вопросы и когда возникают новые, которые не укладываются в формулы, а ответы на них не выводятся в аксиомы, кажется, что если не Бог, то Космос может объяснить не объяснимое, иррациональное и дать ответ, если не сегодня, то в будущем.
   Кто завязал тугой петлёю
Подошву гор, кто был так смел?
И кто меж скал во тьме перед зарёю
Протяжно и печально пел?

.................................
Что за печаль не человечья
Смела в душе его покой,
И приковала взор к мерцанью вечных,
Холодных звёзд над головой?

С чем к этим звёздам обращался,
Что ждал от Млечного Пути,
Кого он призывал и с кем прощался,
Куда решился он уйти?
(Кто завязал тугой петлёю)
   Созерцающий небо, не может не созерцать землю. Большой цикл стихотворений у М.Сафина (Шрайка) посвящен городской тематике, как человек современный и городской, к тому же весьма любознательный и наблюдательный, он не может не обойти поэтическими строчками городские пейзажи, урбанизированную действительность и ее определенную уродливость - темп, равнодушие, серость, обезличивание.
   ...........................................
   Поднимется взгляд - безучастные стены.
За стенами - пыльные просеки улиц.
Из трещин-проулков сквозит запустеньем.
Глазницы окон сталью стёкол замкнулись.

Делянки кварталов, колонии кубов,
Бетонные пестики тычутся слепо,
Углами скребут перламутровый купол
Ракушки, сглотнувшей и город, и небо.

Конвейерной лентой текут тротуары,
Плащами укутались куклы прохожих,
Спасаясь от липкой бензиновой гари,
Раскинувшей щупальца по-осьминожьи

Вдоль всех мостовых. Перекрестки как тромбы.
Тревожна морзянка оранжево-красных
Огней поворотных. Капоты. И зомби -
В обход их спешат в никуда и напрасно. (И звучен оркестр печалей)
  
   О лириках и лирике
  
   Шрайк - тонкий лирик и это, как безусловно, так и удивительно контрастно, учитывая альма матер Михаила Сафина и дальнейший его путь, связанный с поклонением цифрам и формулам. А ведь казалось, как далека от них любовная поэзия, казалось бы, как может присутствовать чувственное там, где главенствует разум.
   Для меня вообще большая загадка, каким образом, могут пересекаться, и я бы сказала сосуществовать такие противоположности?! Но факт налицо, да и в истории известны примеры, вспомнить хотя бы короля нонсенсов - Льюиса Кэрролла, написавшего сказку для детей про безумно бесстрашную Алису, впрочем, уже то, что математик написал детскую сказку, само по себе является нонсенсом.
   Если скромный профессор математики - Чальз Доджсон, добропорядочный и чопорный викторианец, написал сказку для детей (а я так уверена, что это сказка больше для взрослых), то почему бы доценту, кандидату физико-математических наук не стать поэтом. Закон единства и борьбы противоположностей является таки действующим и подтверждающим, хотя возможно удачнее здесь подойдет латинская цитата - contraria sunt complementa (противоположности, это не противоречия, а дополнения).
   Видимо оттого, что борьба противоположностей так обостряет и так объединяет две, вроде бы взаимоисключающие, полярности, два начала: разум и эмоции, рациональное и чувственное, именно поэтому поэтическая лирика Шрайка является такой болезненно-надрывной, печально-меланхолической, слишком возвышенной, нежной и чувственной.
  
   Поговори, Печаль моя, со мной.
Нет никого - лишь ты да я, да вечер,
Да ветер бьёт из тьмы в окно картечью,
Сырой, колючей крошкой ледяной.
Поговори, твой тихий голос дорог,
Во мне звучит он памятью тех лет,
Когда в глазах твоих я видел свет,
И оживал мерцаньем звёздный полог.
Поговори со мной о чём-нибудь,
Заполни словом вакуум молчанья,
И постепенно боль отпустит грудь,
Боль быть в судьбе твоей лишь примечаньем. (Поговори со мной)
   Разве можно тебя разгадать?
Даже если придёт откровенье,
Как ниспосланная благодать
-
Угадается только мгновенье.
Лишь явленье
- пронзительный срез.
Лист багряный в прожилках зелёных
Искрой с буйного факела клёна
Устремляется в осень небес.
Он в оконном проёме распластан,
А ладони твои холодны,
Как щемящее чувство вины,
Как мгновенных гаданий напрасность
. (Разве можно тебя разгадать)
   Я тебя не хочу потерять.
Вкус потери безудержно горек.
Безысходен, как ночь декабря,
Безутешен, как мёртвое море.
Ослепительно ярок до слёз
Снежный наст безнадёжной равнины.
Вихри колкие, ветром гонимы,
Заметают следы от колёс,
Прочертивших равнину до края.
Как судьбу на ладони клинком.
Вкус потери
- отчаянья ком.
Я терять не хочу, но
- теряю. (Я тебя не хочу потерять)
  
   На спор родившейся в прошлом столетии, кто более полезен физики или лирики, ответ очевиден - физики! Народ универсальный и талантливый до такой степени, что могут достойно соединить в себе и то и другое, и быть, и находится на высоте этих двух ипостасей.
   Поэзия Михаила Сафина (Шрайка), будь-то: любовная лирика - болезненно-печальная, с чувством глубокой безысходности; космическая - пронизанная созерцанием Вселенной, восхищением и любовью к неизведанному, непостижимому, сверх далекому; философские стихи поэта - ироничные, грустные, со сложными рифмами - вся его поэзия есть эстетская (в хорошем смысле этого слова), интеллектуальная, талантливая, такая разная, но в разности своей имеющая единое позитивное начало, отличающая особым шрайковским почерком, особым видением мира через призму возвышенного, светлого, одухотворенного.


.............................................................................................
Рецензии на произведения автора:
  1. Ворон Крон, Дина Геллер,
  2. Опускается вечер, Katerin MIll,
  3. И звучен оркестр печалей, Доминика,
  4. Магия музыки слова, Тагаев А. Н., 
  5. Соната любви и симфония счастья, Елена Чурилова, 
  6. И звучен оркестр печалей, Тагаев А. Н..


The image “file:///C:/Documents%20and%20Settings/Admin/Mis%20documentos/MAGI/albertifiles/magologorus.jpg” cannot be displayed, because it contains errors.   М. А. Г. И  = не коммерческий проект на главную страницу МАГИ

как стать членом МАГИ 

Творческий совет М.А.Г.И

почетные Граждане Искусства М.А.Г.И.

Об ассоциации

Президент МАГИ  -
Светлана Дион - о магии творчества



Сайт управляется системой uCoz